150 лет тому назад, 25 августа 1859 г., завершилась антиколониальная и антифеодальная борьба горцев Северо-Восточного Кавказа, оставшегося в составе Российской империи.
Нынешние события на Кавказе, в том числе и в Дагестане, вызывают у многих потребность освежить в памяти историю причастности России к судьбе этого края.
12 октября 1813 г. в местечке Полистан в Карабахе в результате русско-иранской войны был подписан мирный договор, по которому Иран признавал победу России и присоединение к ней Гянджинского, Карабахского, Шекинского, Ширванского, Кубинского, Бакинского и Талышского ханств, а также Восточной Грузии и Дагестана. Иран признавал за Россией исключительное право держать военные суда на Каспийском море.
Заключению Гюлистанского договора предшествовали исторические связи русского и дагестанских народов, которые своими корнями уходят в глубь веков. Этому во многом благоприятствовало выгодное географическое положение Дагестана. Разносторонним русско-дагестанским связям был нанесен удар татаро-монгольскими ордами.
С XVI века Россия выступала на международной арене в роли великой державы, и с этого периода, особенно с присоединением в 1556 г. к Русскому государству Астраханского ханства, связи дагестанских владетелей с Россией расширились.
В этот период дагестанские народы боролись против султанской Турции и шахской Персии, поэтому Дагестан занимал особое место в сложных лабиринтах русско-иранско-турецких взаимоотношений. Иран, как и Османская империя, не желал мирится с возрастанием роли и влияния России на Востоке, в частности на Кавказе.
По мере возрастания угрозы вторжения иноземных завоевателей в Дагестан усиливалось благожелательное отношение населения к российскому подданству.
О тяжелом международном положении горцев Дагестана и тяготении их к России свидетельствуют многочисленные документы.
Россия не смогла бы обуздать агрессоров, не создав себе плацдарма для утверждения на Кавказе, что она намеревалась осуществить и путем принятия под свое покровительство дагестанских владетелей.
Важным этапом в развитии русско-дагестанских отношений был период, связанный с Восточным походом Петра I.